Жан Луи Андре Теодор Жерико (1791-1824).

Рождается в эпоху Великой Французской революции. Родился в Руане. Поступает в мастерскую живописца Карла Верне. Узнаёт там фламандскую живопись и увлекается ею. Происходил из богатой семьи, которая была против его увлечения живописью. Собственно, систематического образования не получил, учился эпизодически (в силу происхождения и своего характера).

Т. Жерико. Офицер гвардейских конных егерей во время атаки. 1812. Лувр, Париж. Сразу завоёвывает признание и получает золотую медаль. Составляет часть «наполеоновской эпопеи». Почему успех? Резонанс т.к. как нельзя лучше отвечала настроениям французов. Ключевую роль играет дата – 1812 г. Своеобразный символ эпохи. Оригинальное название – «Портрет господина Н. на коне». Использована иконография барочного конного портрета. Символ всепобеждающей Франции. Характерный Жан Луи Андре Теодор Жерико (1791-1824)., столетиями использовавшийся приём. Фон не просто абстрактно-сумрачный. Чёрные клубящиеся облака – это тоже символ. Дым, гарь сражения. Блеск сабли, движение, пыл сражения.

А похожий портрет Т. Жерико Раненый кирасир (1814, Лувр, Париж) был воспринят в штыки, хотя картина на ту же тему и в той же манере. Опять же – важен год. Это уже время разочарования, конца и разгрома наполеоновской эпопеи. Это было неприятным напоминанием. Он изображён не на коне, а спешившимся. Это не взлетающее, а нисходящее движение. Жерико расстроился, зарёкся заниматься живописью и пошёл в мушкетеры.

Т. Жерико. Плот «Медуза». 1819. Лувр, Париж. Корабль потерпел крушение, части народа Жан Луи Андре Теодор Жерико (1791-1824). не хватило места в шлюпках, и они делают плот, чтобы спастись. В течение многих дней из носило по волнами и когда пришла помощь в живых осталось только двое, они написали книгу. Это была свежая газетная новость на злобу дня, это везде обсуждалось. Острый политический оттенок – капитан был не компетентен, должность по протекции. Обвиняли во всём чуть ли не двор, королевскую власть. Жерико останавливается на этом сюжете и начинает внимательно собирать материал, встречался с авторами, выспрашивал подробности и дальше начинает работать над этюдами. Одновременно и ходит в морг, и делает рисунки с антиков. Это заметно по результату. Вопрос выбора деталей сюжета. По рисункам Жан Луи Андре Теодор Жерико (1791-1824). видно, как он выбирал сюжеты (и каннибализм, и безумие, и кровавые разборки), но в результате отказывается от физиологически ужасных и откровенных эпизодов и выбирает не самый сложный момент. На горизонте появился корабль, но он прошёл мимо. Изображён момент вспыхнувшей надежды. По сути – это тоже гибель надежды, как у Фридриха. В очень политизированном сознании французов такое развитие событий вызвало определённый ряд ассоциаций. Композиция – классический принцип пирамиды. Вершина – фигура негра на бочке, который размахивает платком. Другие фигуры тянутся к вершине пирамиды. Много драматических эпизодов. На переднем плане старик, который горюет над трупом своего сына. Много натурализма (трупов, трупный цвет кожи), но Жан Луи Андре Теодор Жерико (1791-1824). при этом картина очень академична, она построена как правильная пирамида, много жестикуляции. Это взято из мира классической скульптуры. Симбиоз крайнего натурализма и классической традиции. Опять караваджистское, контрастное освещение. Образ – более пластичный. Драматизация ситуации. Салон не знал, что делать. Если бы обругали, то значит салон принял намёк и понял, но – соломоново решение. Салон дал Жерико золотую медаль, хотя Жерико желал, чтобы картина была обругана, хотел эффекта разорвавшейся бомбы. Жерико был недоволен и разочарован, он ожидал. При этом картина считалась неприличной. Современная, «газетная» новость – в масштабе исторической картины, «грязная» история, скандал. Повёз её ещё в другие страны (Лондон Жан Луи Андре Теодор Жерико (1791-1824). и Дублин). Там она имела успех – англичане привычны к экстравагантности (Тёрнер). Кардинальный пересмотр ценностей, другие ориентиры, современные сюжеты.



Серия «портреты сумасшедших». У него был друг-психиатр, который считал, что диагноз можно поставить по лицу. Он и просил Жерико сделать портреты его пациентов в качестве демонстративных материалов.

Сумасшедший, страдающий клептоманией. 1822-1823. Музей изящных искусств, Гент.

Сумасшедшая старуха. 1822-1823. Музей изящных искусств, Лион. Иное отношение к безумным. В прошлом веке в сумасшедший дом ходили как в зоопарк, сейчас относятся как к особому состоянию человеческой души. Безумный человек иначе воспринимает этот мир. Психология, характер через физиогномику. Композиционно довольно однотипно. Монохромный фон, почти монохромная гамма, коричневатые тона Жан Луи Андре Теодор Жерико (1791-1824).. Улавливает ухмылочку.

Т. Жерико. «Полководец». 1819-1820. Окаменевший, остановившийся пристальный, устремлённый в себя взгляд.

Делает пробу работы в скульптуре.

Во время конных прогулок 2 раза падает с лошади. Его парализует, и он долго и в мучениях умирает…


documentaazykar.html
documentaazyrkz.html
documentaazyyvh.html
documentaazzgfp.html
documentaazznpx.html
Документ Жан Луи Андре Теодор Жерико (1791-1824).