Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа

Существует несколько значений «Древа жизни» и все они имеют мистическое происхождение. Первое значение связано непосредственно с общеизвестной, природной, материально – биологической составляющей, т.е. с деревьями. С самой далекой древности деревья были связаны с богами и с мистическими силами в природе.

Ветвь. Значение этого символа тесно переплетается с символизмом Древа Жизни, которое часто изображалось одной ветвью и являлось символом жениха и невесты.

Украшение человеческого жилища вересковыми веточками на 1 мая было частью весеннего ритуала плодородия. Золотая Ветвь олицетворяет связь между низшим и высшим Мирами, ключ к небесному миру, инициацию, волшебную палочку. Сломать ветвь означает убить короля. Символизм ветви связан также с символизмом палочки, шеста Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа и весла.

Дерево. Символизирует единение неба, земли и воды; динамичную жизнь как противопоставление статичности камня; «срединное древо», соединяющее три мира, делающее возможным сообщение между ними и дающее доступ к солнечным силам; центр мира.

Дерево также означает женское начало, питание, убежище, защиту и поддержку, предоставляемые Великой Матерью; силу неистощимых и дарующих плодородие вод, которые она контролирует. Деревья часто стилизуются под женскую фигуру. Погруженное корнями в недра земли, соприкасаясь с водами в ее центре, дерево растет в мире Времени, наращивая кольца как показатель своего возраста, а ветви его достигают небес и вечности, символизируя различия в плане проявлений материального мира. Вечнозеленое дерево Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа означает бесконечную жизнь, неумирающий дух и бессмертие.

Дерево, подобно роще, горе, камню и водам, может символизировать космос во всей полноте его связей. Космическое древо часто изображается растущим на вершине горы, а иногда – наверху колонны. Символами дерева являются колонна, шест, зазубренный шест, ветка и т. п. Они часто изображаются в сопровождении змеи, птицы, звезд, фруктов и различных лунных животных. Деревья, приносящие плоды жизни, – священны. К ним относится виноградная лоза, тутовое дерево, персик, финик, миндаль и кунжут.

Древо Жизни и Древо Познания растут в Раю. Первое растет в его центре и означает восстановление, возвращение к изначальному совершенству. Это космическая ось Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа, символизирующая единство за пределами добра и зла. Второе дерево, очевидно, двойственно, ибо на нем растут плоды добра и зла. Во многих традициях это соотносится с первочеловеком и его утратой райского состояния, а также с фазами убывания и нарастания луны, смертью и возрождением. Древо Жизни символизирует также начало и конец цикла: оно имеет двенадцать плодов (иногда десять), которые являются формами солнца и которые появятся одновременно в конце цикла как проявления Единого. Бессмертие можно обрести, отведав плод с Древа Жизни либо выпив влаги, полученной из этого Дерева. Древо Познания часто изображается как лоза (invinoVeritas).

В христианстве дерево является образом человека Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа, так как родит одновременно плоды и добра, и зла. С другой стороны, оно является символом воскрешения, так как несет обновление через смерть Христа на деревянном кресте, который был сделан из Древа Познания, и, таким образом, спасение и жизнь были обретены на том же дереве, из – за которого произошло грехопадение и смерть, и покоритель оказался покорен. Крест иногда отождествляется со Срединным Древом, как вертикальной осью сношений между Небом и Землей.



В средневековой христианской символике было известно Древо живых и мертвых, приносящее плоды добра и зла, вырастающие на его разных сторонах. Его стволом был Христос как символ центрального креста на Голгофе. Это дерево Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа было эмблемой святой Зенобии.

Корни. Символ связи с землей, с семьей. «Человек, имеющий корни» - говорят о человеке, который твердо стоит на ногах. «Смотреть в корень» - обращать внимание на самое существенное, вникать в суть. «Корень зла» - источник, сердцевина зла. «Вырвать с корнем» - лишить жизни, перерезать доступ к питанию, радикально решить проблему. В орнаменте корни представлены переплетениями в виде шестигранника, буквы «Ж» («живите» по древнерусски). Переплут – бог корней.

Лес. Олицетворяет женский принцип. Место инициации, неведомых опасностей и тьмы. Войти в темный или заколдованный лес – означает переход, когда душа встречается с чем – то гибельным и неведомым; область смерти; секреты природы, в Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа которые человек должен проникнуть, чтобы понять их смысл. Он может также означать нехватку духовного видения и света; человечество, потерянное во тьме, не направленное Богом.

Мировое Древо – символ мироздания.

Согласно славянской мифологии, мировое древо – ось мира – стоит на окраине Вселенной (у Лукоморья), его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги, по нему можно проникнуть в другие миры. В «Слово о полку Игореве» говорится о легендарном певце Бояне, который путешествовал по древу, превращаясь в мышь (она же белка, соответствует среднему, т. е. земному, миру), в орла (соответствует небу) и в волка (преисподней).

В традиционном Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа жилище обязательным элементом был шест (в культурах кочевников) или столб (у оседлых народов), который также символизировал ось мироздания.

В восточнославянских орнаментах мировое древо изображалось условно. Крона – в свернутом, еще не распустившемся виде, отростки посередине ствола, два корня и между ними зерно, из которого выросло дерево.

Построить дом, посадить дерево и вырастить сына – означало правильно прожить жизнь, реализоваться.

Береза. Символ плодородия и света. Защищает от ведьм, отгоняет злых духов, поэтому лентяев и лунатиков кормили березовой кашей.

«Стоит дряво кудряво, на этом дряве сусло, масло, глазам светло и всем тепло». Эта загадка про березку говорит о том, как необходима была Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа она нашим предкам. В бане попариться, колесо смазать, лучину зажечь, весенним днем собрать целебный сок, очищающий кровь и восстанавливающий силы после долгой зимы.

Береза – священное дерево всей Северной Европы. В гороскопе друидов ей посвящен день летнего солнцеворота, 24 июня. В то же время Она символизировала переход от зимы к весне, как первое дерево, выпускающее почки. Первый месяц весны в Украине носит название «березень».

Одно из священных деревьев восточных славян, береза, была у русских «ярилиным» деревом. Ярилин день – древний языческий праздник плодоносящих сил природы, отмечался 4 июня (по старому стилю). В этот день водили хороводы вокруг березки (знаменитая русская народная Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа песня «Во поле березка стояла...»), только после этого дня разрешалось рубить березу. Позднее этот праздник увязали с православной Пасхалией, он стал зависеть от дня Пасхи и назывался «семик» – седьмой четверг по Пасхе. Поэтому береза еще считается у православных русских Троицким деревом. На семик и на Троицу березу освящают в храмах. Связанные с этим днем обряды – хороводы девушек, заплетание березовых веток в косы, украшение березок лентами, венками из трав и венками из теста («козулями») – представляют березу как символ девичьей красоты, целомудренности.

Береза связана со сказаниями о Берендеевом царстве. Есть сведения, что в некоторых племенах, живших на территории России и Белоруссии, хоронили Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа людей в бересте. Береза почиталась как вместилище душ умерших. Береста в Древней Руси заменяла бумагу, и по сей день она используется в традиционных ремеслах (плетение коробов, туесков).

Верба. У восточных славян – символ весны. У древних славян верба символизировала первоисточник сотворения мира, Дерево Жизни, Чумацкий Шлях на небесах.

В России верба, как символ весны, заменила священные пальмовые ветви (листья вайи) в праздник памяти входа Иисуса Христа в Иерусалим (праздник вайи отмечается в последнее, шестое, воскресенье Великого поста, перед Пасхой). В этот день ветки вербы освящались в церквах. Принесенные домой после службы ветви ставили в красный угол, веточками били детей Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез. Бьем, чтоб быть здоровым», и домашнюю скотину. Дотронуться до человека освященной вербой – означало соединить его с силами Космоса, обновить его здоровье.

Дуб. Одно из самых сакральных деревьев, с которым связано много символических пластов. Означает силу, защиту, долговечность, мужество, верность, мужчину, человеческое тело. Дуб часто бывает, связан с богами – громовержцами и громом и считается эмблемой богов Неба и плодородия, поэтому может также символизировать молнию и огонь.

Индоевропейский корень слова «дуб» тождественен корню слова «дерево».

Дуб - символ долголетия, мудрости, силы и выносливости. Дуб посвящен Зевсу, Тору, Перуну и другим богам грома. Алтарь Зевса окружали дубы Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа, вокруг капища Перуна росла дубовая роща. В честь Перуна постоянно жгли костры из дубовых веток.

Дуб – символ мужской силы, Перуново дерево. Кроме того, желудь – символ процветания, плодородия и духовной энергии. Согласно некоторым повериям, Христа распялила дубовом кресте. Под сенью мамврийского дуба Аврааму явился Господь.

Из дубового дерева тесали идолов. И огонь на капище можно было «подкармливать» лишь дубовыми дровами. В народе дуб считался связанным незримыми нитями с верховным божеством Перуном. Ведь это дерево словно притягивало к себе молнии. И сегодня в грозу не стоит укрываться под дубом – опасно.

Эта вера и поколение продолжались так долго, что уж после принятия Русью христианства под Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа страхом церковного суда запрещалось «перед дубом молебни петь». Ведь как боги решали судьбы всего мира и людей в частности, под мировым древом сидя, так и творили суд под могучими дубами. Веря, что приговоры, изреченные здесь, освящены божеством.

Существует предание о железном дубе, на коем держится вода, огонь и земля, а корень его покоится на божественной силе. Бытовало поверье. Что семена дуба прилетают по весне из Ирия.

Сохранилось сказание о дубах, которые существовали еще до сотворения мира. Еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только одно синее море (воздушный океан), среди этого моря Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа стояло два дуба, а на дубах сидело два голубя; голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и все небесные светила.

Дерево, в которое ударила молния, получали те же целебные свойства, какие приписываются весеннему дождю и громовой стрелке. Чтобы иметь лошадей добрых (в теле), советуют класть в конюшне кусок дерева, разбитого громом. Если при первом весеннем громе подпереть спиною дерево (или деревянную степь), то спина болеть не будет. Детей, страдающих сухоткою, кладут на некоторое время в раздвоенное дерево, потом трижды девять раз обходят с ними вокруг дерева и вешают на его ветвях Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа детские сорочки. По возращении домой купают их в воде, взятой из девяти рек или колодцев, и обсыпают золою из семи печей. От лихорадки и других болезней крестьяне купаются в реках, лесных родниках и колодцах, а после купания вытираются чистою тряпицею и вешают ее на соседнее дерево или ракитов куст; вместо тряпицы вешают также рубашку или лоскут от своей одежды и оставляют их до тех пор, пока совсем не истлеют. Смысл обряда следующий: смывая и стирая со своего тела недуг, больной как бы смывает его с себя и вместе с тряпицею и рубашкою передает кусту или дереву, как земным представителям того небесного Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа, райского дерева, которое точит живую воду, исцеляющую все болезни. Как истлевает оставленный лоскуток или сорочка, так должна сгинуть и сама болезнь. Позднее, при утрате ясного понимания старинных представлений, обряд этот получил характер жертвенного приношения лесным и водяным духам.

Священное дерево у кельтов и у славян – под ним приносились жертвы. Поклонялись отдельным деревьям и целым священным рощам. С введением христианства началось безжалостное истребление дубов по всей Европе, как главного предмета языческих культов.

Символ твердости, крепости, прочности, долголетия.

В мистериях Бог – Отец часто выступал под именем или в форме дуба.

Дуб с желудями – эмблема зрелости, полной силы.

Дуб Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа без желудей – эмблема юной доблести.

В христианстве – символ Христа, как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели. По разным источникам, крест был сделан из дуба, падуба или осины.

Ель. Символизирует смелость, цельность и честность.

Символизировала вечную жизнь. Символика ели получила свое воплощение в двух непересекающихся значениях:

1) как «дерево жизни» ель стала почитаться в новогодних и рождественских празднествах, эмблема которых – разукрашенное, искусственно расцвеченное дерево;

2) как символ жертвенности и похоронного знака употребляется еловый лапник, гирлянды из еловых лап или еловые веники.

Часто лапник специально мелко рубят и набрасывают на свежую могилу, чтобы подчеркнуть частность, обрывочность человеческой жизни.

Рождественская елка. Вечнозеленое дерево – знак Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа зимнего солнцестояния, а также Нового года и нового начала. Это дерево возрождения и бессмертия, Райское Древо света и подарков, сияющее ночью. Каждый огонек на ней – это душа и, кроме того, огоньки олицетворяют солнце, луну и звезды, сияющие на ветвях Космического Древа.

Яблоня. Символ материнства, плодородия, материнского благоговения. Это значение яблони сохранилось в народных сказках «Гуси – Лебеди» и «Хаврошечка».

С античных времен яблоко, а точнее гранат, фигурировавший у народов Европы под этим значением, считался символом совершенства и эмблемой Божественного дара.

В действительности же символическое значение граната и яблока имеет более древнее происхождение и коренится в том удивлении Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа, которое испытывали древние перед внешним видом этих плодов.

Означает плодородие, любовь, радость, знание, мудрость, обожествление и роскошь, но, вместе с тем, обманчивость и смерть. Яблоко было запретным плодом Золотого Века. Будучи круглым, оно представляет целостность и единство и противопоставляется гранату, состоящему из множества зернышек. Предложить яблоко – значит сделать признание в любви. Подобно цветку апельсина (символ плодовитости), цветок яблони использовался как украшение для невест.

Шарообразная форма и красный либо золотистый цвет хорошо отражали два понятия: совершенство (ведь форма шара – самая совершенная геометрическая форма) и обладание (точнее – трудности обладания, ибо охватить шар рукой труднее, чем любое другое тело).

В европейской и русской символике Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа яблоко часто заменяет понятие «плод». Является символом искушения, соблазна, недозволенного плода и делания.

В христианстве имеет двойственное значение. С одной стороны означает зло и является плодом совращения Адама и Евы. С другой стороны, изображенный с Христом или Девой Марией, оно указывает на нового Адама и на спасение. Недаром существует, так называемое, вербное воскресенье, когда многие стараются поставить в вазочку на стол красивые веточки с пушистыми бутонами. Обезьяна с яблоком во рту означает грехопадение.

Осина. Как спасительное орудие против демонского наваждения, осина может служить и целебным средством для изгнания нечистой силы, болезней. Читают заговор над осиновыми прутьями, которые потом кладутся Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа на больного. Когда разболятся зубы, берут осиновый сучок и трижды читают над ним заговор: «На море, на Окияне, на острове на Буяне стоят высокие три дерева, под теми деревьями лежит заяц; переселись ты, зубная боль, к тому зайцу!» После того осиновый сучок прикладывается к больным зубам.

Дикая груша – дерево нехорошее, особенно та, которая стоит на росстанях. Ведь именно в ее ветвях собирается в полночь нечистая сила и играет свои свадьбы. Под такой грушей нельзя спать, нельзя ломать с нее ветви, иначе демон и овладеют душой неосторожного. Впрочем, вообще все деревья, растущие на росстанях, могут быть вместилищем бесовской силы.

Одной Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа из важных функций Древа, в представлениях мордвы, было покровительство плодородию. Существовали специальные «куриные моляны» о хорошем урожае, приплоде скота и т. д., для проведения которых желательно было наличие 3 деревьев – берёзы, липы и дуба, растущих рядом. Во время таких молений устраивались жертвоприношения. Кровь жертвенного животного выливали под корни священного дерева, а шкуру вешали на ветви. Этот ритуал символизировал своеобразное кормление священного дерева – обители богов. Как символ плодородия Великое дерево, согласно мифам, олицетворяло женское производительное начало. Многочисленные праздники и обряды (в них участвовали только девушки или женщины), связанные с воспеванием и украшением берёзы (совпадают с русским Семиком), обрядовое хлестание берёзовыми ветвями Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа воплощали представления о Великом дереве как источнике рождения. Это нашло отражение в ряде песен, толковании снов, различных моментах мордовской свадьбы.

Мордва, жившая в лесной зоне, поэтизировала деревья. Они представлялись носителями неиссякаемых сил, символами плодородия, здоровья, богатства. Поэтому и возник образ Ине чувто: Великое дерево, Мировое дерево, Дерево жизни. Оно является объектом многих мифов, легенд, эпических песен. Это дерево одиноко красовалось на опушке леса, окраине села или в его центре на возвышенном месте. Около него устраивались общественные моления, обряды с жертвоприношениями.

В мордовском фольклоре в качестве Мирового дерева (Ине чувто) выступают могучий дуб (эчкетумо (э), тума (м), береза (килей (э Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа), келу (м) или яблоня (умарина (э), марлю (м). Однако чаще всего упоминается дуб, олицетворяющий силу, твердость, мужское начало, он – наиболее распространенный объект поклонения. На его ветках собираются боги, чтобы решать самые важные вопросы, касающиеся судеб людей и вселенной. Во многих селах священными деревьями считались одновременно липа и дуб, в них имелись даже целые священные рощи.

У мордвы запрещалось трогать священные деревья. Жертвенное дерево считалось священным и его повреждение осознавалось как преступление. В одной из мокшанских песен рассказывается о том, как мужчина, отломивший три ветки от жертвенной липы, ослеп, ему парализовало руки и ноги и отняло разум. Осину и ель мордва Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа избегала – они считались тяжелыми деревьями.

Мировое дерево получило значительное распространение и в изобразительных образах, предметных символах. В. И. Рогачевым приводится значительное число примеров фиксации Ине чувто – Мирового дерева в декоративно – прикладном искусстве. Символическими трансформациями мирового дерева могут быть надгробные памятники эрзи и мокши, чуваш, татар, русских. К ним можно причислить сюруйчувто, юба (юпа), баш – казык, крест. С точки зрения других культурологов трансформациями Мирового дерева могут быть столб – палмань (м., э.), свадебный пирог – лувонькши (э.), родовая свеча – штатол (м., э.), накосник – пулокерь (м.), печь – пянакуд (м), каштамо (э).

Священное дерево Индии стало дерево Бо, или ficusreligiosa. Это древо жизни буддистов Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа во всём мире, так как Гаутама Будда достиг высшего знания и нирваны именно под этим деревом. Ясень, Иггдрасиль, служит мировым древом у скандинавов. Баньян – символ духа и материи, нисходящий на землю, пускающий корни, и потом вновь устремляющийся к небу. Паласа, с тройными листьями, есть символ тройственной сущности во вселенной – духа, души, материи. Чёрный кипарис был мировым древом Мексики, а теперь у магометан является символом мира и спокойствия. Пихта считалась священной в Египте, и её шишки несли в религиозных процессиях, хотя теперь она почти исчезла из страны мумий. Священными были также сикамор, тамариск, пальма и виноградная лоза Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа. Сикамор был древом жизни в Египте, а так же в Ассирии. Сок его был драгоценным благодаря качеству его оккультных сил, также как сома у браминов, и хаома у парсов. Пальма до сих пор считается священной у иудеев и её ветви и листья часто используются в религиозных обрядах.

С Мировым Древом связана идея вечной жизни и бессмертия. Оно всегда недоступно для злых и темных сил. Славянское древо – источник красоты, добра и чуда – хранит тайну бытия. Этот образ впитал в себя вселенские соки из глубин земли и небесных высот, из невидимых источников народного духа. Каждый, кто приобщается к нему, черпает неиссякаемую силу и Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа укрепляется духовно.

Таким образом, …….

Подводя итог, мы приходим к выводу что,


documentaazhigf.html
documentaazhpqn.html
documentaazhxav.html
documentaazield.html
documentaazilvl.html
Документ Символическое значение образа дерева в представлении мордовского и славянского народа